Сегодня в Южном федеральном университете учатся 25 тысяч студентов, среди которых около 14 тысяч — девушки. Однако в России женщины не всегда могли получать высшее образование.
Вопрос о необходимости развития женского образования обсуждался с середины XIX века. В 1869 году были открыты Лубянские и Аларчинские женские курсы в Москве и Санкт-Петербурге соответственно, на которых читались уроки по русскому языку, физике, математике, химии, педагогике, а впоследствии еще и по ботанике, зоологии, математической и физической географии.
Вопрос о необходимости развития женского образования обсуждался с середины XIX века. В 1869 году были открыты Лубянские и Аларчинские женские курсы в Москве и Санкт-Петербурге соответственно, на которых читались уроки по русскому языку, физике, математике, химии, педагогике, а впоследствии еще и по ботанике, зоологии, математической и физической географии.

Дальнейшее развитие Высшей женской школы характеризовалось динамичным ростом. По инициативе профессоров и преподавателей Варшавского университета в 1909 г. в Варшаве были организованы Варшавские Высшие женские курсы.
Курсы находились в ведении Министерства народного просвещения, а связь с Министерством осуществлялась посредством попечителя Варшавского учебного округа.
Первым выборным директором курсов был ординарный профессор университета Иван Николаевич Трепицын (впоследствии ректор Императорского Варшавского университета), затем его сменил профессор Федор Федорович Зигель.
С момента возникновения Варшавские высшие женские курсы функционировали в составе трех факультетов: историко-филологического, физико-математического (который включал математическое и естественное отделения) и юридического.
В 1911 году в России был принят Закон «Об испытаниях лиц женского пола в знании курса учебных заведений и порядке приобретения ими учёных степеней и звания учительниц», согласно которому женщины имели право учиться в медицинских, педагогических и некоторых других учебных заведениях, сдавать экзамены при университетах, получать дипломы магистра и доктора. Эти нормативные акты легли в основу деятельности учебных заведений, в том числе Варшавских высших женских курсов.
В 1913 году Министр народного просвещения назначил при курсах государственные испытательные комиссии по всем факультетам. Таким образом, окончившим курсы слушательницам была предоставлена возможность получить права наравне с лицами, окончившими российские университеты.
Курсы находились в ведении Министерства народного просвещения, а связь с Министерством осуществлялась посредством попечителя Варшавского учебного округа.
Первым выборным директором курсов был ординарный профессор университета Иван Николаевич Трепицын (впоследствии ректор Императорского Варшавского университета), затем его сменил профессор Федор Федорович Зигель.
С момента возникновения Варшавские высшие женские курсы функционировали в составе трех факультетов: историко-филологического, физико-математического (который включал математическое и естественное отделения) и юридического.
В 1911 году в России был принят Закон «Об испытаниях лиц женского пола в знании курса учебных заведений и порядке приобретения ими учёных степеней и звания учительниц», согласно которому женщины имели право учиться в медицинских, педагогических и некоторых других учебных заведениях, сдавать экзамены при университетах, получать дипломы магистра и доктора. Эти нормативные акты легли в основу деятельности учебных заведений, в том числе Варшавских высших женских курсов.
В 1913 году Министр народного просвещения назначил при курсах государственные испытательные комиссии по всем факультетам. Таким образом, окончившим курсы слушательницам была предоставлена возможность получить права наравне с лицами, окончившими российские университеты.

В связи с военными событиями появилась необходимость эвакуации учебных заведений из г. Варшавы. В июне 1915 года Варшавский Императорский университет и работающие при нем Варшавские высшие женские курсы были эвакуированы в Москву. Канцелярия Варшавского Императорского университета расположилась в одном из корпусов Московского Императорского университета, но вопрос о размещении самого университета оставался открытым.
Обсудив создавшееся положение, Совет университета постановил возобновить занятия в Ростове-на-Дону. Одновременно с университетом были переведены и женские курсы.
21 сентября 1915 года попечитель Варшавского учебного округа известил администрацию курсов о том, что Министерство народного просвещения разрешило временно перевести курсы в Ростов-на-Дону.
Обсудив создавшееся положение, Совет университета постановил возобновить занятия в Ростове-на-Дону. Одновременно с университетом были переведены и женские курсы.
21 сентября 1915 года попечитель Варшавского учебного округа известил администрацию курсов о том, что Министерство народного просвещения разрешило временно перевести курсы в Ростов-на-Дону.

Занятия на курсах начались в ноябре 1915 года. Разместились курсы в помещениях университета.
«…Вместе с медицинским институтом были организованы Высшие женские курсы. Под них отвели здание по Суворовской, где теперь помещается кафедра физиологии и центральная научно-исследовательская лаборатория медицинского института…», — вспоминает профессор В. В. Никольский.
«…Вместе с медицинским институтом были организованы Высшие женские курсы. Под них отвели здание по Суворовской, где теперь помещается кафедра физиологии и центральная научно-исследовательская лаборатория медицинского института…», — вспоминает профессор В. В. Никольский.

Управление Варшавскими женскими курсами осуществлялось коллегиальными органами — советом, правлением, факультетскими собраниями, а также единоличными — директором и деканами факультетов. При необходимости решения отдельных вопросов директором собирались различные комиссии.

В число слушательниц принимались лишь лица, имеющие полный средний образовательный ценз, а именно прошедшие курсы семи классов женских гимназий, ведомства Министерства народного просвещения, гимназий и институтов ведомства Императрицы Марии, семи классов епархиальных училищ, а также частных учебных заведений с правами казенных, программы которых соответствуют программам семи классов женских гимназий ведомства Министерства народного просвещения.
Курсы обрели большую популярность в Ростове-на-Дону. Особый интерес был проявлен к естественному отделению физико-математического факультета. Все занятия проводились в учебных аудиториях университета в вечернее время с трех до восьми часов. Желающих получить образование было настолько много, что помещения университета быстро оказались слишком тесными, но с этим пришлось мириться ввиду отсутствия более просторных.
Курсы обрели большую популярность в Ростове-на-Дону. Особый интерес был проявлен к естественному отделению физико-математического факультета. Все занятия проводились в учебных аудиториях университета в вечернее время с трех до восьми часов. Желающих получить образование было настолько много, что помещения университета быстро оказались слишком тесными, но с этим пришлось мириться ввиду отсутствия более просторных.

Совет Курсов стремился поддерживать преподавание всех предметов на университетском уровне, поэтому учебные планы и программы курсов соответствовали учебным планам и программам Варшавского университета. Нужно отметить, что нормальной работе курсов мешало то, что большая часть инвентаря и библиотеки осталась в Варшаве. Кроме того, имели место и финансовые трудности.

В 1917 году на курсах создавались различные кружки: естественно-исторический, по истории культуры, физико-математический.

Деятельность кружка по истории культуры включала проведение собраний для чтения и обсуждения докладов, источников и пособий по вопросам истории культуры, сбор библиотеки из книг и рукописей, а также проведение экскурсий для «осмотра музеев, картинных галерей, древностей и т. п.».
Задачами естественно-исторического и физико-математического кружков являлось более широкое ознакомление слушательниц с научными вопросами в соответствующих областях знаний, развитие самодеятельности в научной работе и практическая подготовка к педагогической работе.
Задачами естественно-исторического и физико-математического кружков являлось более широкое ознакомление слушательниц с научными вопросами в соответствующих областях знаний, развитие самодеятельности в научной работе и практическая подготовка к педагогической работе.

В 1917—1918 гг. курсы столкнулись с финансовыми трудностями. Колебания числа учащихся и абитуриентов оказывали значительное влияние на бюджет учебного заведения, поскольку все средства курсов формировались исключительно из платы за лекции.
В связи со сложной ситуацией в 1918 году управляющий Отделом народного просвещения предложил принимать на курсы не только определенное количество лиц, но и сверх меры. Также была увеличена плата за обучение со 150 рублей до 180 рублей.
Совет курсов был вынужден ходатайствовать перед Правительством Всевеликого Войска Донского об оказании денежной помощи. Кроме того, одновременно с прошением о зачислении должна была вноситься плата за первое полугодие, а в случае отказа в приеме внесенная плата возвращалась. На свободные вакансии после приема женщин принимались и мужчины, удовлетворявшие образовательному цензу.
В августе 1918 года в Ростове-на-Дону был открыт Донской коммерческий институт, что стало причиной закрытия коммерческо-экономического отделения юридического факультета.
Обстановка резко ухудшилась в годы Гражданской войны, в ходе которой начался отток преподавателей и студентов из высших учебных заведений.
С восстановлением Советской власти многие учреждения и учебные заведения были реорганизованы.
В связи со сложной ситуацией в 1918 году управляющий Отделом народного просвещения предложил принимать на курсы не только определенное количество лиц, но и сверх меры. Также была увеличена плата за обучение со 150 рублей до 180 рублей.
Совет курсов был вынужден ходатайствовать перед Правительством Всевеликого Войска Донского об оказании денежной помощи. Кроме того, одновременно с прошением о зачислении должна была вноситься плата за первое полугодие, а в случае отказа в приеме внесенная плата возвращалась. На свободные вакансии после приема женщин принимались и мужчины, удовлетворявшие образовательному цензу.
В августе 1918 года в Ростове-на-Дону был открыт Донской коммерческий институт, что стало причиной закрытия коммерческо-экономического отделения юридического факультета.
Обстановка резко ухудшилась в годы Гражданской войны, в ходе которой начался отток преподавателей и студентов из высших учебных заведений.
С восстановлением Советской власти многие учреждения и учебные заведения были реорганизованы.

26 мая 1920 г. Комитет Донского университета, вследствие предложения Донского областного отдела народного образования, уведомил администрацию курсов, что при «слиянии» все преподаватели курсов автоматически переходят в число преподавателей университета.
