Котова Изабелла Борисовна

18

Годы жизни: 25 мая 1939 г. – 9 июля 2021 г.

Образование: Ростовский-на-Дону государственный педагогический институт

Ученая степень: доктор психологических наук

Ученое звание: профессор, член-корреспондент РАО

Область научных интересов: Преподавание педагогики и психологии в высшей школе, история психологии, психология образования, психология личности, психология ресторанного бизнеса

Биография
Публикации

Биография

Профессиональный путь
1957 — 1961 гг. — обучение на факультете дошкольной педагогики и психологии Ростовского-на-Дону государственного педагогического института.
1969 — 1972 гг. — обучение в аспирантуре Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина.
1973 г. — защита кандидатской диссертации в Московском ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени гос. педагогическом институте им. В. И. Ленина. Тема: «Психологические и психофизиологические исследования С.В. Кравкова». Присуждена ученая степень кандидата психологических наук.
1982 г. — присвоено ученое звание доцента по кафедре психологии.
1994 г. — защитила докторскую диссертацию в Институте развития личности на тему: «Идея личности в российской психологии».
1995 г. — присвоено ученое звание профессора.
1996 г. — избрана членом-корреспондентом Российской академии образования по отделению психологии и возрастной физиологии.
Котова Изабелла Борисовна работала в Ростовском-на-Дону государственном педагогическом институте более 25 лет, пройдя путь от ассистента до заведующей кафедры психологии и педагогики.

Научная и педагогическая работа
Изабелла Борисовна Котова — выдающийся советский и российский психолог, специалист в области психологии образования, психологии личности, истории психологии.

В 1961 году Изабелла Борисовна окончила Ростовский-на-Дону государственный педагогический институт (РГПУ) по специальности «дошкольное воспитание». Была направлена по распределению в Кемеровский педагогический институт, где проработала преподавателем психологии 5 лет. В 1966 г. вернулась в Ростовский-на-Дону государственный педагогический институт и продолжила свою карьеру в должности ассистента кафедры психологии РГПУ. В 1969 году поступила в аспирантуру Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина, а в 1973 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Психологические и психофизиологические исследования С.В. Кравкова».

После защиты диссертации Изабелла Борисовна продолжила свою деятельность на кафедре психологии РГПУ в должности старшего преподавателя, затем — доцента и заведующего кафедрой. В 1990 г. перешла на должность старшего научного сотрудника для написания докторской диссертации на тему «Идея личности в российской психологии», которую успешно защитила в мае 1994 г. в Институте развития личности.

После защиты докторской диссертации Изабелла Борисовна вновь возглавила кафедру психологии РГПУ и стала заместителем председателя Южного отделения Российской академии образования.

Изабелла Борисовна вдохновляла и объединяла ученых в единый коллектив. Под её руководством проводилось множество исследований, результатом которых становились кандидатские и докторские диссертации, монографии, учебники, учебные и учебно-методические пособия, программы.

За период своей профессиональной деятельности, кроме карьеры в Ростовском-на-Дону государственном педагогическом институте, Изабелла Борисовна работала в ряде российских университетов — заведовала кафедрой Южного университета (Института управления, бизнеса и права г. Ростова-на-Дону), была профессором кафедры психологии личности и профессиональной деятельности Пятигорского государственного университета, заместителем председателя диссертационного совета при Ставропольском государственном техническом университете и Северо-Кавказском государственном техническом университете, членом диссертационного совета при РГПУ и РГУ.

И. Б. Котова была научным редактором комплексной программы Южного отделения РАО «Личностно-развивающие образовательные системы Южно-Российского региона». Целью этой программы было проведение научных разработок по созданию единого регионального культуросообразного образовательного пространства. Кроме того, Изабелла Борисовна участвовала в реализации ряда научных программ (в том числе «Психолого-педагогические и медико-физиологические основы работы с детьми-мигрантами»), разработке теории и практики личностно-развивающего образования, а также руководила научными подпрограммами «Психология развивающейся личности», «Развитие психического ресурса личности в образовании» (начиная с 1994 года). И. Б. Котова работала над рядом проектов для Института системного консультирования, среди которых «Безопасный водитель на дорогах России и Европы», «Приват-Психолог», «Психологический аудит управленческого персонала» и др.

Научное руководство аспирантами и докторантами — одно из важных направлений деятельности И. Б. Котовой. Под ее началом защищено около 100 кандидатских, более 5 докторских диссертаций. Среди проведенных диссертационных исследований большое место занимают работы по изучению истории отечественной психологии воспитания, становлению и развитию личностно-ориентированной психологической практики в российском образовании, субъектности личности в образовательном процессе школы, колледжа, вуза и ряд других направлений.
Изабелла Борисовна Котова — автор более 300 научных публикаций. В работах И. Б. Котовой показаны возможности использования современных теорий личности в инновационных образовательных технологиях, выявлены и охарактеризованы философско-социологические и естественнонаучные предпосылки становления и развития психологии личности, показано развитие идей психологии личности во взаимосвязи с историей и культурой России.

В последние годы она занималась исследованием психологических особенностей личностного и профессионального самоопределения успешных предпринимателей, специалистов сферы ресторанного, гостиничного, туристического бизнеса и сервиса, изучением психологической составляющей в их деятельности.

Почётные звания, премии и награды:
Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации;
Заслуженный деятель науки Республики Ингушетия.

Используемый источник:
Изабелла Борисовна Котова (25.05.1939 — 09.07.2021): самобытный и творческий жизненный путь // Сетевой журнал «Вестник практической психологии образования». — 2021. — Т. 18, № 2. — С. 100−102.

Публикации

Диссертации
1. Ашрафьян, И. Б. (Котова, И. Б.) Психологические и психофизиологические исследования С. В. Кравкова: диссертация … кандидата психологических наук: 19.00.01 / И. Б. Ашрафьян, — Москва, 1973. — 262 с.
2. Ашрафьян, И. Б. (Котова, И. Б.) Психологические и психофизиологические исследования С. В. Кравкова [Текст]: Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата психологических наук. (19.00.01) / И. Б. Ашрафьян, Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина. — Москва: [б. и.], 1973. — 26 с.
3. Котова, И. Б. Идея личности в российской психологии: диссертация … доктора психологических наук: 19.00.11. — Ростов-на-Дону, 1994. — 375 с.
4. Котова, И. Б. Идея личности в российской психологии [Текст]: Автореф. дис. … д-ра психол. наук: 19.00.11/ И. Б. Котова; Ин-т развития личности Рос. акад. образования. Специализир. совет Д 018.05.02. — М., 1994. — 42 с.

Научные публикации
  1. Шиянов, Е. Н. Введение в педагогику [Текст]: Метод. рекомендации/ Е. Н. Шиянов, И. Б. Котова; Рос. акад. образования. Юж. отд-ние. — Ростов-на-Дону: Б. и., 1994. — 42, [1] с.: табл.
  2. Социальная психология личности в вопросах и ответах [Текст]: Учеб. пособие для студентов вузов / С. А. Беличева, О. С. Васильева, С. Т. Джанерьян [и др.]; Под ред. В. А. Лабунской. — М.: Гардарики, 1999. — 395 с.: табл. — Рек. М-вом общ. и проф. образования РФ.
  3. Педагогика: Пед. теории, системы, технологии: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям и направлениям / [И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов, С. А. Смирнов и др.]; Под. ред. С. А. Смирнова. — 3. изд., испр. и доп. — Москва: Academia, 1999. — 509, [1] с.: ил.; 22 см.
  4. Котова, И. Б. Личностные деформации предпринимателей: психологические детерминанты [Текст]: монография / И. Б. Котова, С. Н. Гаджиева; Российская акад. образования, Южное отд-ние Российской акад. образования, Ин-т образовательных технологий Российской акад. образования. — Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского обл. ИПК и ПРО, 2010. — 231 с.: ил., табл.
  5. Котова, И. Б. Психологические паттерны жизненного ресурса личности: модусы и механизмы / И. Б. Котова // Инновационные технологии в образовании: субъектность, ресурсность, технологичность. — М.: Ун-т РАО, 2011. — С. 191−200.
  6. Хлебунова, С. Ф. Персонифицированная модель повышения квалификации: проблемы, перспективы профессионального развития педагога [Текст]: учеб. пособие/ С. Ф. Хлебунова, Т. Н. Щербакова, Е. Е. Алимова; Науч. ред. И. Б. Котова; Гос. бюджет. образоват. учреждение доп. проф. образования Рост обл. «Рост. ин-т повышения квалификации и проф. переподгот. работников образования». — Ростов-на-Дону: Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2012. — 187 с.: ил.
  7. Котова, И. Б. Здоровье как ценность [Текст]: монография / И. Б. Котова, Е. Н. Сухомлинова; ФГНУ «Ин-т образовательных технологий» Российской акад. наук. — Ростов-на-Дону: Ростовский ин-т повышения квалификации и проф. переподготовки работников образования, 2012. — 203 с.: ил.
  8. Котова, И. Б. Психический ресурс личности как основа создания и реализации авторского проекта/ И. Б. Котова, А. М. Аветян // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. — 2013. — № 5. — С. 65−71.

Список публикаций — https://docs.yandex.ru/docs