Труве Эне Иоханнесовна

20

Годы жизни: 25 июля 1945 г. (г. Раквере, Эстонская ССР) – 5 февраля 2022 г. (г. Ростов-на-Дону)

Образование: Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

Ученая степень: кандидат психологических наук

Ученое звание: доцент

Область научных интересов: детская и возрастная психология, возрастная психология и психология развития, психология депривации и депривационного развития, механизмы нарушения детско-родительских отношений

Биография
Публикации

Биография

Профессиональный путь
1964 — 1969 гг. — обучение на факультете психологии Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.
1969 — 1972 гг. — обучение в аспирантуре на факультете психологии Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.
1984 г. — решением совета в Московском государственном университете им М. В. Ломоносова от 13 апреля 1984 г. присуждена ученая степень кандидата психологических наук. Тема кандидатской диссертации — «Особенности развития ориентировки дошкольников на фонематическую действительность речи».

Стаж работы в Южном федеральном университете (РГУ) составляет 46 лет.

Научная и педагогическая работа
Труве Эне Иоханнесовна известна как специалист по детской и возрастной психологии.

В 1969 г. окончила факультет психологии Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. С 1969 по 1972 г. обучалась в аспирантуре кафедры возрастной психологии того же университета. С 1973 года работала в Ростовском государственном университете в должностях преподавателя, старшего преподавателя (с 1985 г.), доцента (с 1986 по 2019 гг.).

С 1988 по 1992 гг. Эне Иоханнесовна возглавляла созданный при ее активном участии спецфакультет педагогической психологии РГУ. В эти же годы она работала членом учебно-методического совета Послевузовского образования при Министерстве Высшего и Специального образования СССР. При ее участии разработаны учебный план для спецфакультетов страны и оригинальные авторские программы спецкурсов «Психология речевого развития», «Психология игры и рисунка», «Психология депривации».

Важным направлением деятельности Труве Э. И. была педагогическая работа. Она читала лекции и вела практические занятия по курсам «Педагогическая психология», «Возрастная психология», «Общая психология». Эне Иоханнесовной разработаны программы и планы семинарских и лабораторных занятий по курсам «Педагогическая психология» и «Возрастная психология», «Психология речевого развития», «Психология депривации», «Психология развития детей в закрытых учреждениях», «Психология речевого развития», «Психология изоляции и переживания одиночества у военнослужащих», «Психологическая работа с детьми и подростками», «Психологические аспекты усыновления».

Э.И. Труве на протяжении многих лет осуществляла руководство производственной и педагогической практикой студентов, руководила факультетской школой «Юный психолог», а также научно-исследовательской работой студентов, аспирантов и соискателей по актуальным проблемам возрастной и педагогической психологии — под ее руководством защищены более 150 дипломных работ.

В течение ряда лет Эне Иоханнесовна вела работу по изучению проблем социально-психологической адаптации детей, вынужденных переселенцев и депривационного развития детей и подростков, воспитывающихся в закрытых учреждениях, а также осуществляла руководство НОК «Проблемы социально-психологической реабилитации несовершеннолетних правонарушителей». Основные направления научных исследований в рамках данного направления: «Личностные характеристики несовершеннолетних правонарушителей», «Психологические проблемы борьбы с преступностью несовершеннолетних».

Вместе со студентами Э. И. Труве организовывала благотворительные акции (подарки экскурсии, концерты, спортивные мероприятия и др.) для детей, находящихся в Центре временного содержания несовершеннолетних правонарушителей и в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних г. Ростова-на-Дону.
В 1989 — 1990 г. она руководила группой преподавателей факультета психологии РГУ, разработавшей модель и программу развития городской психологической службы учреждений образования и психологического центра города Ростова-на-Дону.

Эне Иоханнесовна Труве принимала участие в пропаганде психологических знаний среди населения, читала лекции в Школе педагогического мастерства РГУ, руководила секцией возрастной и педагогической психологии Ростовского отделения Общества психологов СССР.

Публикации

Диссертация
  1. Труве, Э. И. Особенности развития ориентировки дошкольников на фонематическую действительность речи: Диссертация… кандидата психологических наук: 19.00.07 / Э. И. Труве; Мос. Гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. — Москва, 1983. — 239 с.: ил.
  2. Труве Э. И. Особенности развития ориентировки дошкольников на фонематическую действительность речи: Автореферат дис. на соиск. Учен. Степ. кандидата психологических наук: 19.00.07. — М., 1984. — 20 с.

Научные публикации
  1. Боярчук, В. К. Инструкция к составлению психолого-педагогической характеристики и программа индивидуального изучения школьника / В. К. Боярчук, Э. И. Труве. — Ростов-на-Дону, 1977. — 12 с.
  2. Об опыте социалистических стран по организации бытового обслуживания населения / [Сост. Э. Труве, Ю. Силласте]. — Таллин: о-во «Знание» ЭССР, 1984. — 41 с.
  3. Ермаков П. Н. Проблема социально-психологической адаптации детей вынужденных переселенцев в инокультурной среде / П. Н. Ермаков, Э. И. Труве, Е. В. Ребченко // Экстремальные ситуации и предельные возможности человека: Материалы Всерос. науч.-практ. конф., проведенной при поддержке ин-та «Открытое общество» (Фонд Сороса) 17−20 окт. 2001 г. — Ростов-на-Дону, 2001. — С.39−41.
  4. Труве, Э. И. Изучение особенностей ранних воспоминаний подростков, воспитывающихся в дисфункциональных семьях / Э. И. Труве // Северо-Кавказский психологический вестник. — Ростов-на-Дону, 2008. — Т. 6, № 2. — С. 61−65.
  5. Труве, Э. И. Учебно-методическое пособие: Методические разработки по спецкурсу «Психология депривации» для студентов факультета психологии. — Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2009. — 46 с.
  6. Труве, Э. И. Изучение автобиографической памяти подростков правонарушителей, воспитывающихся в условиях депривации психического развития // Материалы третьей региональной конференции практических психологов «Направление и формы работы практического психолога в современных условиях». — Москва: Изд-во «Кредо», 2010. — С. 91−93.
  7. Труве, Э. И. Учебно-методическое пособие «Депривация в условиях семьи» для студентов факультета психологии по курсу «Психология депривации». — Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2011. — 47 с.
  8. Труве, Э. И. Изучение ранних воспоминаний подростков-правонарушителей из дисфункциональных семей // Научные материалы 5 Съезда Общероссийской Общественной организации «Российское психологическое общество», Москва, 14 — 18 февраля 2012 года, том III, Москва, 2012. — С. 157−158.

Список публикаций — https://docs.yandex.ru/docs